Азы безопасности - брифинг

21.01.2009

Анализ аварийных случаев в море показывает, что яхтсмены могли бы избежать многих неприятностей, если бы своевременно озаботились изучением спасательных средств, имеющихся на борту судна.

Многие беды происходят не из-за «непреодолимой силы стихии», не из-за фатального отказа оборудования или каких-то других форс-мажорных обстоятельств. Люди получают травмы, гибнут и ломают лодки зачастую лишь потому, что не знают, где находятся спасательные средства и как ими пользоваться.

Типичный пример: ветер усиливается, поднимается волна. Члены экипажа принимают решение работать на палубе (в кокпите) в страховочных сбруях (harness) и пристегнутыми к рейлингам. К сожалению, только в этот момент у некоторых впервые возникают вопросы: где эта сбруя лежит, как она устроена и как ее подогнать под свой размер. Ведь неправильно одетая и застегнутая страховочная сбруя может расстегнуться в самый неподходящий момент, что грозит падением за борт и травматизмом.

Члены многих любительских экипажей по ходу плавания плохо представляют себе, в каком районе моря они находятся в данный момент. Это ограничивает их способность разумно и эффективно действовать в непредвиденной ситуации.

Довольно часто у шкипера нет возможности заранее и продолжительно готовить экипаж к плаванию и знакомить с новинками индивидуальных спасательных средств. Например, все более популярным становится яхтенный чартер, где экипаж подбирается в последний момент.

Одна из формальных и полезных процедур в подобной ситуации – брифинг, короткая лекция-беседа, которую проводит шкипер с членами экипажа перед выходом в море. Цель брифинга – разъяснить каждому, чего ждать от поездки и как сделать так, чтобы путешествие прошло безопасно.

На любом судне есть оборудование, которым должны уметь пользоваться все находящиеся на борту, и есть приборы, которые без необходимости лучше не трогать. К первым относятся, например, индивидуальные спасательные средства, а ко вторым – средства аварийной связи – радиостанция и EPIRB.

Случайное нажатие кнопки Distress Call на VHF радиостанции или активация EPIRB может привести к очень крупному штрафу, а также к компенсации расходов спасателей. Сумма может составить десятки тысяч евро. Простая инструкция на EPIRB позволит в случае необходимости включить его даже самому неопытному моряку. Но более ответственным товарищам, которым при необходимости придется заменять шкипера, конечно, надо объяснить работу радиостанции подробнее. Им также следует рассказать, как включается и выключается двигатель, электропитание и прочее.

Каждый член экипажа должен знать, где лежит его спасательный жилет и сбруя. На чартерных яхтах их обычно кладут в каютах. У сбруй есть специальная стропа с карабином, с помощью которой можно прицепляться к яхте. Нужно показать экипажу, за какие места удобнее и безопаснее крепить страховочный конец. В штормовых и ночных условиях цепляться обязательно для всех. В других случаях каждому следует самому решить, в какой момент пора одеть страховку.

На каждой яхте должен быть спасательный плот. Он раскрывается автоматически. Надо рассказать, где он лежит и как им воспользоваться.

Самая опасная ситуация в море для человека – оказаться за бортом – Man Over Board (MOB). Чтобы иметь шанс спасти упавшего за борт, любой находящийся на палубе должен как можно больше удерживать его в поле зрения. Нельзя за пять минут научить новичков слаженным действиям по спасению упавшего за борт - это дело более опытных яхтсменов. А вот объяснить, что за выпавшим надо следить непрерывно, указывая на него рукой (а не суетиться и всем мешать), вполне возможно.

Самое страшное в море для яхт - пожар. Нельзя курить во внутренних помещениях яхты. Но главный источник возгорания - газовая плита, газовые баллоны и шланги. Требований по безопасности здесь два: если никто не готовит, то все краны должны быть закрыты; если почувствовал запах газа, оповести всех. Как этот газ удалить - дело более опытных членов экипажа. Главное - вовремя заметить.

На яхте всегда есть аптечка и огнетушители. Как ими пользоваться, все так или иначе представляют, но нужно показать людям, где эти предметы находятся. Также надо рассказать, что на лодке не следует ходить босиком, в шлепанцах и прыгать.

Удар гика по голове может быть смертельным. Это следует четко объяснить начинающим морякам. Еще стоит порекомендовать все работы с «веревками» проделывать в перчатках.

Выход из строя туалета не самое опасное в море событие, но малоприятное. В туалет ничего нельзя бросать. Разборка и последующая сборка канализации не добавляет приятных воспоминаний об отпуске. Кроме того, в туалете на яхте есть разные клапаны-переключатели, регулирующие подачу и слив воды. На суше подобное не встречается, и поэтому не надо жалеть времени на объяснения, как всем этим пользоваться.

Следующая важная часть брифинга - предстоящий морской переход. Куда идем, сколько времени это займет, какие погодные условия нас ожидают. Полезно сказать несколько слов о ближайших берегах, портах укрытия, оживленных морских путях в районе плавания.

Отдельное внимание нужно уделить морской болезни. На суше нельзя наверняка сказать, как человек реагирует на качку. Она действует на всех без исключения, но по-разному. Кого-то укачивает сильнее, кого-то слабее. Задача шкипера предупредить об этом явлении экипаж и дать ряд простых советов: смотреть на неподвижную точку на горизонте, заниматься какой-либо работой на палубе и первое время избегать длительного нахождения в каюте.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов